ЦІННІСНО-ОРІЄНТАЦІЙНІ ЧИННИКИ ОСОБИСТІСНОГО РОЗВИТКУ СТУДЕНТІВ-ПСИХОЛОГІВ

Автор(и)

  • Анатолій Фурман

Анотація

Исследование посвящено изучению влияния аксиопсихологических факторов на становление профессиональных качеств будущих психологов. В работе описаны взгляды отечественных и зарубежных авторов на формирование и развитие ценностей личности, осуществлен категориальный анализ составных частей ценностно-смысловой сферы, определены критерии диагностики и уровни сформиро-ванности аксиопсихологических и профессиональных наставлений студентов-психологов. Предложен комплекс методик для исследования ценностных, смысловых ориентаций и уровня самодостаточности личности.

Анализ соотношения между уровнем осознания главных жизненных ценностей студентов и уровнем непосредственно доступного для них проявил два варианта взаимосвязи. Во-первых, это преимущество значимости над доступностью, которая свидетельствует о несоответствии между потребностью в достижении определенных ценностей и возможностью их достижения в реальности; таким образом это состояние связано с наличием конфликта в мотивационной сфере относительно данных ценностей. У студентов выявлены конфликты относительно ценностей здоровья, материального благосостояния, уверенности в себе, наличия хороших и верных друзей, свободы действий и поступков, семьи. Обратное соотношение, которое отображает преимущество доступности над значимостью, зафиксировано относительно ценностей активной жизни, интересной работы, переживания прекрасного и творчества, что констатирует наличие мотивационного вакуума и снижение уровня побуждений в жизненных ситуациях, связанных с актуализацией этих ценностей. У молодых преемников нет уверенности в значимости социально ориентированных ценностей, поэтому и наблюдается в идеальной иерархии тенденция к их компенсации.

По очерченным тенденциям реализации терминальных и инструментальных ценностей в жизненных сферах личности наблюдается созависимость между просоциальными и индивидуалистическими устремлениями студентов. Содержательное наполнение ценностных наставлений является совокупностью актуализированных, генерализированных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели), что выполняет функцию переноса 

индивидуальной системы аксиологических вкусов из более низкого уровня (адаптационные механизмы) на более высокий (индивидуация, самоактуализация). Итак, по показателям уровня сформированности ценностей-целей в жизненных сферах, есть основание утверждать, что студенты-психологи владеют значительным потенциалом реализации себя как личности в целостном жизнепотоке.

Ценностно-смысловая сфера как объект психологического исследования не ограничивается системой ценностей и личностных смыслов в их узком понимании, а предусматривает изучение особенностей мотивационно-потребностных характеристик, структур самосознания, социально-психологических условий их формирования. Жизненные устремления студентов-психологов являются весьма осмысленными и целенаправленными, что свойственно самоактуа-лизированным людям. Эмоциональная насыщенность настоящего наполнена значением и интересом, осмысленно и продуктивно воспринимается респондентами пройденный отрезок жизни. Будущие психологи владеют собственным видением внутренней свободы, независимости, способностью самостоятельно принимать решения и воплощать их в жизнь, наделены верой в свои силы и ответственностью за свои действия. Кроме того, в исследовании представлен анализ общепсихологических тенденций формирования ценностей (аксиогенез) личности, очерчено поле полимотивированной структурно-динамической трансформации смисложизненных и профессиональных ориентаций будущих психологов.

Біографія автора

  • Анатолій Фурман
    кандидат психологічних наук, практичний психолог Міжрегіонального центру перепідготовки військовослужбовців, м. Київ

Посилання

Фурман A.A. Категоріальний апарат аксіосфери як проблема теоретичної психології / А.А.Фурман // Віта-культурний млин : Методологічний альманах. - 2007. -Модуль 6.- С. 43-46.

Фурман A.A. Методологічна схема емпіричного вивчення системи цінностей особистості / А.А.Фурман // Ві-такультурний млин : Методологічний альманах. - 2007. -Модуль 5. - С. 43-50.

Фурман A.A. Ціннісно-орієнтаційні чинники особистісного розвитку майбутніх психологів. - Дис... канд. психол. наук: 19.00.07. - Південноукраїнський державний педагогічний університет ім.К.Д.Ушинського, Одеса, 2009. - 224 с.

Завантаження

Як цитувати

Фурман, Анатолій. “ЦІННІСНО-ОРІЄНТАЦІЙНІ ЧИННИКИ ОСОБИСТІСНОГО РОЗВИТКУ СТУДЕНТІВ-ПСИХОЛОГІВ”. Психологія і суспільство, no. 3(37), Aug. 2017, pp. 148-5, https://pis.wunu.edu.ua/index.php/uapis/article/view/424.

Статті цього автора (цих авторів), які найбільше читають

1 2 > >>