СОЦІАЛЬНО-ПЕРСОНОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ ОСОБИСТОСТІ СУЧАСНИКА ЯК НАУКОВА ПРОБЛЕМА

Автор(и)

  • Сергій Мусатов

Анотація

В статье предпринята попытка раскрыть актуальность целенаправленного анализа личностного бытия современника, жизненными условиями поставленного перед необходимостью адаптироваться к безальтернативным реалиям рыночных отношений и тем психологическим следствиям, которые с ними связаны. Если для старшего поколения украинцев эти дипластические состояния возгонки амбивалентных оценок одних и тех же фактов социально-экономической и правовой ситуации, в которую они втянуты и в которой плохо ориентируются, то молодые люди, в силу скудности социального опыта, сравнительно легко воспринимают “тихую” коммерциализацию своего личностного бытия.

Показаны первые последствия нерефлексивного принятия частью нашей молодежи массированного влияния на нее технизированного бытия, попкультуры, социальной рекламы и других суррогатов, буквально хлынувших на нас из Европы, где от большинства таких атрибутов “цивилизации” уже давно отказались.

Общественное воспитание, формирование подлинных основ гражданского самосознания рассматриваются в статье как альтернативы разрушающему
воздействию стихии условий “дикого капитализма”. Гражданское общество в Украине должно быть возрождено в том числе и с этой целью. Педагогическая общественность, гуманистические традиции народной педагогики могут сыграть в этом процессе одну из главных ролей. Деятельность учителей и общеобразовательная школа при этом нуждаются в серьезном внимании власти, в особенности в период экономического кризиса, если действительно ее главной целью является настоящее и будущее украинского общества.

Біографія автора

  • Сергій Мусатов
    кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник, провідний науковий співробітник лабораторії методології і теорії психології Інституту психології імені Григорія Костюка АПН України, м. Київ

Посилання

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 212 с.

Асмолов А.Г. От культуры полезности к культуре

достоинства // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С. 5-12.

Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности: от диагностики отбора к диагностике развития личности // Вопросы психологии. - 1992. - №1-2. - C. 6-13.

Балл Г.О. Сучасний гуманізм і освіта. Соціально-філософські та психолого-педагогічні аспекти. - Рівне, 2003. -128 с.

Балл Г.О. Орієнтири сучасного гуманізму (в освітній, психологічній сферах): Вид. 2-е, доп. - Житомир: Вид. “Волинь”, 2008. - 232 с.

Башляр Т. Рациональный материализм. - М.-Л., 1997. - 176 с.

Бек О. Нове призначення: Роман / Пер. з рос. М. Дрозд. - К.: Дніпро, 1990. - 223 с.

Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Изд-во МТУ, 1990. - 256 с.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во москов. ун-та, 1976. - 150 с.

Голік Л., Мальований Ю, Момот Л. Скільки різних шкіл потрібно? // Психолого-педагогічні новини: Інформаційний бюлетень АПН України. - 1994. - №3, липень-серпень.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Уч. пос. - М.: Владос, 1999. - 237 с.

Донченко Е.А. Фрактальная психология: Доглубинные основания индивидуальной и социальной жизни. - К.: Знания, 2005. - 323 с.

Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2. - С. 14—21.

Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. -Л.: Медицина, 1970. - 270 с.

Кедров Б.М. НТР: истоки, закономерности, перспективы // Знание - сила. - 1979. - №7. - С. 2-5.

Кэлдер П. Око возрождения: Древняя практика тибетских лам. Секреты омоложения / Перев. с англ. А. Сидерского. - М.: Изд. «София», 2007. - 112 с.

Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. - 1991. - №12. - С. 45-55.

Кудин В. Образование в судьбах народов (Дидактика нового времени) - К.: ПП «Гама-Приний», 2007. - 218 с.

Кутырев В.А. Есть ли ансамбль отношений? // Социологические исследования. - 1999. - № 12. - С. 16-23.

Литовський В.Ф. Школа і права дитини // Психологічні засади гуманізації загальної середньої освіти: збірник статей / За ред. С.О. Мусатова. - Рівне, 1995. - С. 3-9.

Лотон Д. Учитель в меняющемся мире // Перспектива. - 1987. - №4. - С. 3-9.

Лукин В.Н. Модели индустриальной и постиндустриальной цивилизации в западной футурологии // Вестник СПБ ун-та. - Серия 6. Вып. 1. - 1993. - С. 17-26.

Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С. 3-16.

Максименко С.Д. Психологія в соціальній та педагогічній практиці. - К., 1999. - 216 с.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М.: Мысль, 1990. - 230 с.

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества / Пер. с англ. - М.: REF-book, 1994. - 341 с.

Мид М. Культура и мир детства. - М.: Педагогика, 1998. - 511 с.

Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психол. наука и образование. - 1999. - №3-4. - С. 5-19.

Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. - М.: Педагогика, 1999. - 189 с.

Мусатов С.О. Кваліфікація вчителя у контексті соціальних викликів // Наук. записки Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України / За ред. акад. С.Д. Максименка. - К.: ВД «Троя», 2008. - Вип. 36. - С. 233-241.

Мусатов С.О. Психологія педагогічної комунікації:

Теоретико-методологічний аналіз. - Київ-Рівне: Ліста - М, 2003. - 176 с.

Нестурх М.Ф. Происхождение человека. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 387 с.

Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-пе-дагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. -1988. - №1. - С. 16-26.

Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Материалы 18-го Международного конгресса психологов. - М.: Наука, 1969. - С. 125-155.

Пономаренко В.А. Размышление о школе // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С. 5-14.

Попов Г. С точки зрения экономиста // Наука и жизнь. - 1987. - №4. - С. 54-63.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории / Проблемы палеопсихологии. - М.: Мысль, 1974. - 487 с.

Пригожин А.И. Психология политического лидерства в России // Обществ. науки и современность. - 1996. - №3. - С. 24-36.

Психологічні аспекти гуманізації освіти: Книга для вчителя / За ред. Е.О. Балла. - Київ-Рівне: Ліста - М, 1996. - 198 с.

РемаркЭ.М. Черный обелиск. - М.: Худож. литература, 1962. - 216 с.

Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Высш. школа, 1969. - 381 с.

Стельмахович М.Т. Народна педагогіка. - К.: Рад. школа, 1985. - 312 с.

Сучасний вчитель як суб’єкт педагогічної комунікації: Книга для вчителя / За ред. С.О. Мусатова. - К.: Наукова думка, 2003. - 96 с.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

Томе Т. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 173-195.

Трач Р. Нігілізм як виклик (Сучасна духовна криза і психологія) // Еуманістична психологія: Антологія в 3-х т. -Т. 2.: Психологія і духовність. - К., 2006. - С. 9-35.

Уорд Л. Психологические факторы цивилизации: Пер. с англ. Е.И. Башняк. - М.: Т-во Кушнарев И.Ко., 1897. - 384 с.

Ушинський К.Д. Про народність у громадянському вихованні // Твори: у 6-ти т. - Т.1 - К, 1954.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - М.: Прогресс, 2002. - 97 с.

ФранклВ. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ., нем. / Общ.ред. Л.Л. Еозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. - К.: Ника-Центр, 1998. - 400 с.

Фромм Э. Душа человека: Пер. с нем., англ. - М.: Республика. 1992. - 430 с.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек: Пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: Хранитель, 2007. - 588 с.

Фукияма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / Под. ред Е.Н. Жильцова, Н.Н. Нечаева. - М.: Изд-во МТУ, 1989. - 37 с.

Цвейг С. Совесть против насилия. - К.: Политиздат Украины, 1989. - 384 с.

Шарден П. Т, де. Феномен человека: Пер. с франц. Н.А. Садовского. - М.: Прогресс, 1965. - 296 с.

Швейцер А. Благословение перед жизнью: Пер. с немец. - М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 5-13.

Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с немец. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

Эриксон Э. Детство и общество. - Спб., 1996. - 407 с.

Rees M. Our final hour. - N.Y.: Basic Books, 2003.

Mackenzie R. The Nineteenth Contry - A History // Collingwood. The Idea of History. - N.Y. Oxford University Press, 1956.

Fakenheim Em. God’s Presence in History: Jeroish Abbirmations and Philosophikal Reflections. - M.Y.: New York Uniwesit Press, 1970. - P. 5-6.

Завантаження

Як цитувати

Мусатов, Сергій. “СОЦІАЛЬНО-ПЕРСОНОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ ОСОБИСТОСТІ СУЧАСНИКА ЯК НАУКОВА ПРОБЛЕМА”. Психологія і суспільство, no. 3(37), Aug. 2017, pp. 91-105, https://pis.wunu.edu.ua/index.php/uapis/article/view/415.